Решение Верховного суда: Определение N 84-КГ16-6 от 26.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 84-КГ16-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 26 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 сентября 2016 г гражданское дело по заявлению Плотникова А Н к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Новгородской области о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления

по кассационной жалобе временно исполняющего обязанности начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Новгородской области Соломина С В . на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 20 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 2 декабря 2015 г., которыми требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Плотников А Н обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Новгородской области (далее - УФСИН России по Новгородской области) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязании поставить его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты с даты подачи соответствующего рапорта.

В обоснование требований Плотников А.Н. указал, что с 2006 года по настоящее время проходит службу в УФСИН России по Новгородской области. 29 апреля 2015 г. Плотников А.Н. обратился к начальнику УФСИН России по Новгородской области с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и сына) на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением комиссии УФСИН России по Новгородской области от 29 июня 2015 г. Плотникову А.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, выразившихся в отчуждении жилого помещения его супругой, а также снятии с регистрационного учета самого Плотникова А.Н. по прежнему месту жительства.

По мнению Плотникова А.Н., решение комиссии УФСИН России по Новгородской области об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения по указанному основанию является незаконным.

Представитель УФСИН России по Новгородской области в суде требования не признал.

Третье лицо - Плотникова И.Э. полагала требования подлежащими удовлетворению.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 20 августа 2015 г. заявление Плотникова А.Н. удовлетворено. Суд признал незаконным решение комиссии УФСИН России по Новгородской области от 29 июня 2015 г. об отказе в постановке Плотникова А.Н. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и обязал ответчика принять Плотникова А.Н в составе семьи из трех человек на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с 29 апреля 2015 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 2 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Новгородской области Соломина С В . ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований Плотникова А.Н. в полном объеме.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы временно исполняющего обязанности начальника УФСИН России по Новгородской области Соломина С В . 1 июля 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 19 августа 2016 г кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Плотников А.Н., его супруга Плотникова И.Э., привлеченная судом к участию в деле в качестве третьего лица, и представитель УФСИН России по Новгородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела судом кассационной инстанции в их отсутствие, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на нее истца Плотникова А.Н Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что с 2006 года Плотников А.Н. проходит службу в органах ФСИН России. Выслуга лет Плотникова А.Н. по состоянию на 29 апреля 2015 г. составляет 13 лет 5 месяцев 16 дней в календарном исчислении.

Со 2 ноября 2007 г. по 24 марта 2015 г. Плотников А.Н. был постоянно зарегистрирован в квартире площадью 50,4 квадратных метра, принадлежащей на праве собственности его отцу - Плотникову Н.Д. и расположенной по адресу:.

В данной квартире на временном регистрационном учете с 28 марта 2012 г. до 28 марта 2022 г. также состоят супруга Плотникова А.Н. - Плотникова И.Э. и его несовершеннолетний сын Плотников Д.А.

Судом также установлено, что супруге Плотникова А.Н Плотниковой И.Э. с 2006 года по 2012 год на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу:.

24 мая 2012 г. Плотникова И.Э приобрела жилое помещение площадью 30,3 квадратных метра, расположенное по адресу:.

24 марта 2015 г. Плотников А.Н. зарегистрирован и постоянно проживает совместно с супругой, несовершеннолетним сыном и матерью супруги по адресу:.,

регистрация Плотникова А.Н. в жилом помещении, принадлежащем на праве собственного его отцу, прекращена 24 марта 2015 г.

29 апреля 2015 г. Плотников А.Н. обратился к начальнику УФСИН России по Новгородской области с заявлением (рапортом) с приложением необходимых документов о принятии его и членов его семьи (супруги и сына на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решением комиссии УФСИН России по Новгородской области от 29 июня 2015 г. (протокол №4) Плотникову А.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий, путем отчуждения жилого помещения его супругой Плотниковой И.Э., а также путем снятия с регистрационного учета Плотникова А.Н. с прежнего места жительства.

Удовлетворяя требования Плотникова А.Н. о признании незаконным решения ответчика об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что действия Плотникова А.Н., выразившиеся в постановке на регистрационный учет по месту жительства его супруги и снятии с регистрационного учета по месту жительства в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий поскольку указанные действий были обусловлены приведением в соответствие места регистрации с местом фактического совместного проживания Плотникова А.Н. с членами его семьи. Установив, что на момент обращения Плотникова А.Н. к ответчику с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения уровень обеспеченности Плотникова А.Н. и членов его семьи (супруги и несовершеннолетнего сына) общей площадью жилого помещения составил 10,1 квадратных метра на каждого члена семьи, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для постановки Плотникова А.Н. на учет для получения данной выплаты.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции также указал, что действия супруги Плотникова А.Н Плотниковой Н.Э., выразившиеся в продаже квартиры, принадлежащей ей на праве собственности, не могут расцениваться как ухудшающие жилищные условия семьи Плотникова А.Н., поскольку впоследствии ею было приобретено жилое помещение большей площадью. Кроме того, суд апелляционной инстанции со ссылкой на статью 31 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения Плотникова А.Н. и членов его семьи не подлежит учету площадь жилого помещения (квартиры принадлежащего на праве собственности отцу истца - Плотникову Н.Д поскольку истец, его супруга и несовершеннолетний сын не являются членами семьи собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы, и право бессрочного пользования данным жилым помещением у них не возникло в связи с чем снятие истца Плотникова А.Н. с регистрационного учета в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, не свидетельствует о намеренном ухудшении Плотниковым А.Н. своих жилищных условий.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ, Закон) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283 - ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом

наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах

Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).

В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Согласно пункту 12 Правил в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4

Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, определяющими условия

предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на

приобретение или строительство жилого помещения, следует, что

необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения

единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных

действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Как следует из материалов дела с 2007 года по 24 марта 2015 г Плотников А.Н. был постоянно зарегистрирован в квартире площадью

квадратных метра, принадлежащей на праве собственности его отцу Плотникову Н.Д. и расположенной по адресу:.

В данной квартире на временном регистрационном учете с 28 марта 2012 г. до 28 марта 2022 г. также состоят супруга Плотникова А.Н. - Плотникова И.Э. и его несовершеннолетний сын - Плотников Д.А.

24 марта 2015 г. Плотников А.Н. снялся с регистрационного учета в названном жилом помещении и был зарегистрирован в квартире расположенной по адресу:.,

принадлежащей на праве собственности его супруге - Плотниковой И.Э. 29 апреля 2015 г., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты Плотников А.Н. обратился к начальнику УФСИН России по Новгородской области с соответствующим заявлением.

Приведенные обстоятельства применительно к положениям части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ свидетельствуют о том, что Плотников А.Н., вселенный в квартиру, расположенную по адресу:.,

собственником названного жилого помещения Плотниковым Н.Д. и длительное время проживающий в ней без заключения до 2015 года какого либо соглашения с собственником, определяющего его право пользования жилым помещением иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, снявшись 24 марта 2015 г. с регистрационного учета в указанном жилом помещении, совершил намеренные действия, приведшие к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и приобретению в связи с этим статуса, при котором возникает предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ условие для признания за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Судом не учтено, что при наличии таких обстоятельств сотрудник в силу части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше действий.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании за Плотниковым А.Н. права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец, его супруга и несовершеннолетний сын не являются членами семьи Плотникова Н.Д собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы, и право бессрочного пользования данным жилым помещением у них не возникло, в связи с чем снятие истца Плотникова А.Н. с регистрационного учета в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, не свидетельствует о намеренном ухудшении Плотниковым А.Н. своих жилищных условий.

Между тем суд не учел положения жилищного законодательства Российской Федерации, регулирующие отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее ЖКРФ).

Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что до 24 марта 2015 г. Плотников А.Н. с 2007 года постоянно проживал в принадлежащей его отцу на праве собственности квартире площадью квадратных метра. При этом Плотников А.Н. до 24 марта 2015 г. (момента снятия с регистрационного учета был зарегистрирован и проживал в этой квартире без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его право иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что он вселен в принадлежащую Плотникову Н.Д. (отцу истца) квартиру как член семьи собственника жилого помещения и как вселенный собственником жилого помещения член его семьи согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ имел право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что Плотников А.Н. с намерением приобретения права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты снялся с регистрационного учета в квартире, принадлежащей на праве собственности его отцу, тем самым прекратив свое право пользования названным жилым помещением как член семьи собственника жилого помещения, следовательно совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.

Ввиду того, что положениями действующего законодательства регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, Судебная коллегия приходит к выводу о том что решение ответчика об отказе в постановке на учет Плотникова А.Н. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ, является правомерным.

Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения о возложении на УФСИН России по Новгородской области обязанности по принятию Плотникова А.Н. и членов его семьи на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 29 апреля 2015 г.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении требований Плотникова А.Н. о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, обязании принять на учет для получения такой выплаты отказать.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Новгородского районного суда Новгородской области от 20 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 2 декабря 2015 г отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления Плотникова А Н к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Новгородской области о признании незаконным отказа в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления Председательствующий


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 31 ЖК РФ