Решение Верховного суда: Определение N 34-КГ15-6 от 08.07.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№34-КГ15-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 08 и ю л я 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Анишиной В.И судей Никифорова С Б . и Калининой Л.А при секретаре Царевой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» о признании незаконным постановления администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области

по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» на решение Полярного районного суда Мурманской области от 29 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 23 июля 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Никифорова СБ., объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» Марьяна Г.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением администрации муниципального образования закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области от 07 августа 2012 года № 1793 «О предоставлении жилья по договору найма служебного жилого помещения по территориальному округу Гаджиево» двухкомнатная квартира № дома №,

общей площадью кв.м отнесена к категории служебных жилых помещений (пункт 1 и 1.7) и предоставлена по договору найма служебного жилого помещения Кузнецову С В и членам его семьи (супруга и сын) (пункт 2 и 2.7).

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» (далее - ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным данного Постановления органа местного самоуправления.

Решением Полярного районного суда г. Мурманска от 29 апреля 2014г оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 23 июля 2014 г., в удовлетворении заявления ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области отказано.

Определением судьи Мурманского областного суда от 26 ноября 2014 г отказано в передаче кассационной жалобы ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области, поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

07 апреля 2015г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи от 21 мая 2015 г. передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

8 соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Разрешая заявление ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области исходя из анализа положений статей 14, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое Постановление принято в пределах предоставленных администрации муниципального образования ЗАТО Александровск полномочий, соответствует требованиям закона, нарушений прав и свобод заявителя не допускает. При этом вывод суда также мотивирован тем, что собственником занимаемого Кузнецовым СВ. и членами его семьи жилого помещения является муниципальное образование ЗАТО Александровск и именно данный орган вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Изменение режима жилого помещения оформление (заключение) договора найма на служебное жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о новом предоставлении жилого помещения, поскольку изменение статуса жилого помещения не влечет прекращения права пользования жилым помещением.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенными выводами судебных инстанций согласиться не может.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 г., к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

Разрешая заявление ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области исходя из анализа положений статей 14, 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое Постановление принято в пределах предоставленных администрации муниципального образования ЗАТО Александровск полномочий, соответствует требованиям закона, нарушений прав и свобод заявителя не допускает. При этом вывод суда также мотивирован тем, что собственником занимаемого Кузнецовым СВ. и членами его семьи жилого помещения является муниципальное образование ЗАТО Александровск и именно данный орган вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда. Изменение режима жилого помещения оформление (заключение) договора найма на служебное жилое помещение с гражданами, проживающими в таком жилом помещении, само по себе не свидетельствует о новом предоставлении жилого помещения, поскольку изменение статуса жилого помещения не влечет прекращения права пользования жилым помещением.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с приведенными выводами судебных инстанций согласиться не может.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 г., к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, который установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Из представленных материалов дела следует, что спорное жилое помещение - двухкомнатная квартира № дома № по,

общей площадью кв.м., на основании договора социального найма жилого помещения от 23 марта 2009 г. № 87 предоставлено Кузнецову С В . с включением в договор членов его семьи (сын).

07 августа 2012 г. администрацией муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области принято оспариваемое Постановление которым спорная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду служебных жилых помещений и по договору найма служебного жилого помещения от 07 августа 2012 г. № 51/К предоставлена сотруднику ОВО при ОМВД России по ЗАТО Александровск Кузнецову С В . и членам его семьи (супруга и сын).

Из изложенного выше следует, что на момент принятия администрацией МО ЗАТО Александровск оспариваемого Постановления спорное жилое помещение было занято Кузнецовым С В . и членами его семьи по договору социального найма, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого Постановления законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Более того, признавая заявленные требования необоснованными, суд оставил без правовой оценки то обстоятельство, что в результате принятого с нарушением действующего законодательства оспариваемого Постановления Кузнецов С В . незаконно приобрел статус нанимателя служебного жилого помещения, что в соответствии с пунктом 2 части 4 Федерального закона от

19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из обязательных условий возникновения для сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, отказывая ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области в удовлетворении заявления, суд также исходил из того, что заявителем без уважительных причин пропущен срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования решения органа местного самоуправления.

Между тем, суд не учел, что в данном случае оспариваемое Постановление, которым орган местного самоуправления изменяет правовой статус жилого помещения является правовым актом, о несоответствии которого закону и ставил вопрос заявитель - ФГКУ УВО УМВД России по Мурманской области, в связи с чем, исходя из положений главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок для обжалования в суде нормативного правового акта, который действует законом не предусмотрен.

Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций допущены ошибки в применении и толковании норм процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения заявления, судебные постановления подлежат отмене с вынесением нового решения.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Полярного районного суда Мурманской области от 29 апреля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 23 июля 2014 г. отменить, принять по делу новое судебное постановление, которым заявление Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области» удовлетворить.

Признать незаконными пункты 1, 1.7, 2 и 2.7 постановления администрации муниципального образования закрытого административно территориального образования Александровск Мурманской области от 07 августа 2012 г. № 1793 «О предоставлении жилья по договору найма служебного жилого помещения_по_территориальному округу Гаджиево Председательствующий

Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 14 ЖК РФ