Решение Верховного суда: Определение N 16-КГ16-52 от 14.02.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 16-КП6-52

ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 14 февраля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Юрьева И.М.,

судей Горохова Б.А., Рыженкова А.М рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малиновской Т А , действующей в интересах несовершеннолетней Малиновской А О , к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по кассационной жалобе представителя администрации городского округа город Волжский Волгоградской области Сухорукова В.А. на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2016 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила Малиновская Т.А., действующая в интересах несовершеннолетней Малиновской А.О., обратилась в суд с иском к администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области о признании нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований истец ссылалась на то, что ее дочь Малиновская А О , года рождения, является инвалидом II группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания при котором совместное проживание с ней в одной квартире невозможно Администрацией городского округа - город Волжский Волгоградской области Малиновской АО. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, по мотиву того, что семья Малиновской не признана малоимущей, а так же, что родителями несовершеннолетней были ухудшены жилищные условия, и с этого момента прошло менее 5 лет.

С данным решением истец не согласна, поскольку семья Малиновских относиться к категории малоимущей и ухудшение жилищных условий в связи с продажей в 2013 году жилого дома в г области было вызвано необходимостью переезда в г. Волжский в связи с наличием заболевания у несовершеннолетней дочери, при котором отсутствует возможность обучения в г. .

В связи с этим Малиновская ТА. просила признать незаконным отказ в принятии на учет Малиновской АО., года рождения, в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать Малиновскую А.О. нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать семью Малиновской Т.А. малоимущей.

Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2016 года исковые требования Малиновской Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней Малиновской АО., удовлетворены частично Признан незаконным отказ администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в принятии Малиновской А.О.,

года рождения, на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма Малиновская А.О. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований в части признания семьи малоимущей отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителем администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Сухоруковым В.А. ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене состоявшихся судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 27 октября 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А от 18 января 2017 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими частичной отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права выразившиеся в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Малиновская А О , года рождения, является дочерью Малиновской Т.А.

Согласно справке МЭС № от 27 апреля 2015 года Малиновская А.О. является ребенком-инвалидом.

Из справки ГБУЗ «ВОПБ № 6» от 18 февраля 2015 года усматривается, что Малиновская А.О., года рождения, страдает хроническим заболеванием и подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Малиновская А О зарегистрирована по адресу:,

кроме нее в квартире также зарегистрированы Ратникова В.Н., Малиновский Н.О Малиновская А.О., Малиновская Т.А., Малиновский О.В.

В указанной квартире, общей площадью кв. м, % доля в праве собственности принадлежит Малиновскому НО., года рождения, и х/г доля Ратниковой В.Н., с которой истец и члены ее семьи в родственных отношениях не состоят.

Кроме того, Малиновская А является собственником Ул доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу:.

Иными участниками долевой собственности являются Малиновская А.О. (!4 доля Парсова Е.П. (% доля), не являющаяся родственником семьи Малиновских.

Постановлением администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 11 ноября 2015 года № 7453 Малиновской АО.,

года рождения, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в связи с тем, что предоставлены документы которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Из мотивировочной части указанного постановления следует, что к таким документам относится отсутствие признания семьи Малиновской А.О. малоимущей.

13 ноября 2015 года комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области Малиновской Т.А. направлено письмо об отсутствии оснований для признания несовершеннолетней нуждающейся в жилом помещении поскольку семья 7 ноября 2013 года ухудшила свои жилищные условия путем прекращения права собственности на жилое помещение в г. области, с заявлением о признании малоимущей семья не обращалась.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что для постановки Малиновской А.О. на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требуется признание ее и членов ее семьи малоимущими, поскольку наличие у Малиновской А.О тяжелой формы хронического заболевания является самостоятельным основанием для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, учитывая, что документы, подтверждающие наличие тяжелой формы хронического заболевания, ответчику представлены пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным отказа администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в принятии Малиновской А.О. на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а так же в части признания Малиновской А.О нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Малиновской Т.А. в части признания ее семьи малоимущей, суд исходил из того, что согласно статье 2 Закона Волгоградской области «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» для рассмотрения данного вопроса гражданин-заявитель самостоятельно должен обратиться в орган местного самоуправления с приложением соответствующих документов, доказательств обращения Малиновской Т.А. с таким заявлением к ответчику не представлено.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации возможно лишь при наличии специального регулирования устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке Малиновской А.О. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем документы, подтверждающие право Малиновской А.О состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела истцом представлены не были, малоимущей семья Малиновской А.О. в установленном законом порядке не признана, в связи с чем вывод суда о наличии оснований для принятия Малиновской А.О. на соответствующий жилищный учет сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.

Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанные обстоятельства не были учтены и проверены судами.

Судебная коллегия находит, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, в связи с чем обжалуемые судебные постановления в части удовлетворения требований Малиновской Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней Малиновской А.О., о признании незаконным отказа администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в принятии Малиновской А.О.,

года рождения, на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма признании Малиновской А.О. нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежат отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2016 года в части удовлетворения требований Малиновской Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней Малиновской АО., о признании незаконным отказа администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в принятии Малиновской АО., года рождения, на учет в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма; признании Малиновской А.О. нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отменить.

Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В остальной части решение Волжского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 8 июня 2016 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 14 ЖК РФ