Решение Верховного суда: Определение N ВКПИ09-69 от 05.06.2009 Судебная коллегия по делам военнослужащих, первая инстанция

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ № ВКПИ 09-69

Именем Российской Федерации

5 июня 2009 года гор. Москва

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В при секретаре лейтенанте юстиции Гавричкове В.В., с участием законного представителя заявителя - Ильменейкина П.В., представителей Министра обороны Российской Федерации - главного эксперта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Балюкина С.А., начальника и заместителя начальника 3 управления (по реализации жилищных программ) ФГУ «Федеральное управление накопительной ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» Трегуба А.И. и Кордюкова С.Ю., соответственно, представителя Министерства юстиции Российской Федерации - консультанта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных актов Михалевича В.И старшего военного прокурора 4 управления Главной военной прокуратуры полков ника юстиции Ластовского В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильменейкиной А П о частичном при знании недействующей Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80,

установила:

Ильменейкина обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать частично недействующими с 1 марта 2005 года пункты 25 и 41 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, ввиду их противоречия пункту 5 стати 5, статьям 13, 51 Жилищного кодекса Рос сийской Федерации (далее - ЖК РФ) и статьям 15, 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а именно:

пункт 25 в части признания нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежащими учету военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, которые имеют обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

пункт 41 в части того, что размер предоставляемого жилого помещения дол жен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного чело века, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством.

Также заявитель просит признать оспариваемые пункты Инструкции недействующими с 15 февраля 2000 года в связи с несоответствием их правилам издания нормативных правовых актов, и тем, что они не прошли проверку независимой экспертизы на коррупциогенность, а также содержат нормы, способствующие проявлению коррупции при их применении.

В обоснование заявления она указала, что как член семьи бывшего военно служащего, получившего в период военной службы в 1989 году от Министерства обороны Российской Федерации двухкомнатную квартиру на четырех человек в за крытом военном городке Тейковского гарнизона (город Тейково Ивановской области), имеет одинаковые с ним жилищные права на получение трехкомнатной квартиры по избранному ее отцом месту жительства после увольнения с военной службы в запас. Однако командование со ссылкой на пункты 25 и 41 Инструкции полагает ее семью обеспеченной жилой площадью по установленным органом государственной власти в Ивановской области нормам и отказывает в обеспечении жильем вне за крытого городка.

В связи с этим Ильменейкина полагает, что Министерство обороны Российской Федерации, определив в пунктах 25 и 41 Инструкции отличные от указанных в ЖК РФ и Федеральном законе «О статусе военнослужащих» основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и установив нормы обеспеченности жильем для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и нор мы предоставления им жилья, не превышающие такие нормы в субъекте Российской Федерации, превысило свои полномочия.

Кроме того, заявитель указывает, что оспариваемые пункты Инструкции изданы в развитие статей 29 и 40 ЖК РСФСР, которые с принятием нового ЖК РФ отменены, в связи с чем они с 1 марта 2005 года не подлежат применению.

В возражениях на заявление представители Министра обороны Российской Федерации Балюкин С.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Михале-

вич В.И., указывая на то, что в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального зако­

на от 22 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса

Российской Федерации» противоречащие ЖК РФ нормативные правовые акты не

должны применяться и не могут быть оспорены в судебном порядке, а Балюкин С.А.

также, что заявитель на основании пункта 11 постановления Пленума Верховного

Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 может оспорить действия

должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, полагают, что

оспариваемая Инструкция в судебном пресечении не нуждается, в связи с чем про сили суд в удовлетворении заявления отказать.

Также представители заинтересованных лиц указывают на то, что требование о прохождении независимой экспертизы на коррупциогенность относится к проектам нормативных правовых актов.

В судебном заседании представители Министра обороны Российской Федерации Балюкин С.А., Трегуб А.И., Кордюков С Ю . и Министерства юстиции Российской Ф.М. В.И. требования Ильменейкиной в суде не признали и просили отказать в удовлетворении заявления, приведя в обоснование доводы, ана логичные изложенным в возражениях.

Выслушав объяснения законного представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора 4 управления Главной военной прокуратуры полков ника юстиции Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым Ильменейкиной в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия приходит к следующим вы водам.

Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, это министерство осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фон дом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением.

Изложенное указывает на наличие у Министра обороны Российской Федерации права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за этим ведомством, которое было им реализовано путем утверждения приказом от 15 февраля 2000 года № 80 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Анализ указанных положений ЖК РФ и нормативных правовых актов показы­

вает, что оспариваемая заявителем Инструкция принята в пределах предоставлен­

ных Министру обороны Российской Федерации полномочий и она не противоречит

статье 5 ЖК РФ.

Вместе с тем в соответствии с положениями частей 5 и 8 статьи 12 ЖК РФ из­

данные федеральным органом исполнительной власти нормативные правовые акты

не должны противоречить нормам жилищного законодательства, содержащихся в

федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,

а в случае такого несоответствия должны применяться положения ЖК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнитель ной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Следовательно, одним из условий обеспечения названных военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания является признание их нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу части 4 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, а согласно частям 3 и 5 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Изложенное указывает на то, что органом, осуществляющим принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и устанавливающим учетную норму является орган местного самоуправления, а не орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как это установлено оспариваемым пунктом 25 Инструкции. Компетенцией в области жилищных отношений на основании части 2 статьи 14 ЖК РФ в субъектах Российской Федерации обладают только города федерального значения Москва и Санкт-Петербург,

Что касается полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, то в соответствии с пунктом 7 статьи 13 ЖК РФ на них возложено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Во исполнение названных предписаний законом Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-03 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предос-

тавления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» в Ивановской области определены основные на правления реализации конституционного права граждан на жилище и порядок учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом действовавшие ранее Правила учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ивановской области, утвержденные решением Ивановского облисполкома и президиума облсовпрофа от 12 марта 1985 года № 80, утратили силу на основании постановления Правительства Ивановской области от 17 марта 2009 года № 71-п.

Наряду с этим учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях в городе Тейково Ивановской области решением муниципального городского Совета от 25 ноября 2005 года № 88 установлена в размере менее десяти квадратных метров общей площади.

Таким образом, пункт 25 Инструкции в той части, в которой со ссылкой на статью 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету такие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, которые имеют обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вступил в противоречие со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьями 13, 50, 51 и 52 ЖК РФ и требует судебного пресечения в связи с тем, что оспариваемые положения порождают правовые по следствия и влекут нарушение охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц в области жилищных правоотношений.

Заявление в части оспаривания пункта 41 Инструкции также подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 6 статьи 50 ЖК РФ федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

Такие нормы установлены со 2 декабря 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2008 года № 225-ФЗ в статье 15.1 Федерального закона «О статусе военно служащих, согласно части 1 которой норма предоставления площади жилого помещения при предоставлении по договору социального найма жилых помещений, находящихся в федеральной собственности или переданных из федеральной собственности в муниципальную собственность, либо при предоставлении жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти составляет восемнадцать квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, положения пункта 41 Инструкции о том, что размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного чело-

века, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством, вступил в противоречие со статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и также подлежат судебному пресечению.

Поскольку до вынесения решения суда пункты 25 и 41 Инструкции в оспариваемой части применялись и на основании них были реализованы права граждан Военная коллегия полагает необходимым признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Утверждение представителей заинтересованных лиц об отсутствии необходимости в судебном пресечении оспариваемых пунктов Инструкции из-за их противоречия ЖК РФ является ошибочным, поскольку в силу части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации, а также частей 5 и 8 статьи 12 ЖК РФ законы и иные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в Рос сийской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и нормам жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Ссылка представителя Министра обороны Российской Федерации на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» также несостоятельна.

В соответствии с пунктом 11 названного постановления судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ, в том числе, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть.

В суде установлено, что Инструкция в оспариваемой Ильменейкиной части до настоящего времени Министром обороны Российской Федерации не отменялась другой более поздний нормативный правовой акт им не издавался.

В остальном заявление следует признать необоснованным.

Вопреки утверждению Ильменейкиной, оспариваемый нормативный правовой акт соответствует Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №

1009.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, которым утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2000 года за № 2260 и 26 июня 2000 года опубликован в установленном действующим законодательством порядке в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за № 26.

Что касается ссылки в заявлении на то, что оспариваемые пункты Инструкции

не прошли проверку независимой экспертизы на коррупциогенность, то такое тре­

бование в силу пункта 4.1 названной Инструкции от 13 августа 1997 года (в редак­

ции постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года №

242) относится к проектам нормативных правовых актов.

В связи с тем, что Военная коллегия пришла к выводу о необходимости час­

тичного удовлетворения заявления, то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ по­

несенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной по-

шлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

Заявление Ильменейкиной А П удовлетворить частично.

Признать частично недействующими со дня вступления решения в законную силу пункты 25 и 41 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80:

пункт 25 в части слов «В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР» и в той части, в которой признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету такие военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, которые имеют обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ни же уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт Петербурга);

пункт 41 в той части, что размер предоставляемого жилого помещения должен быть не менее установленной нормы общей (жилой) площади на одного человека при которой осуществляется постановка на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), но не более размера предоставления общей (жилой) площади на одного человека, установленного субъектами Российской Федерации, с учетом льгот, установленных законодательством.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ильме нейкиной А П понесенные ею судебные расходы в виде уплачен ной государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 90 (девяносто рублей.

В удовлетворении остальных требований Ильменейкиной отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Крупнов


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 13 ЖК РФ