Решение Верховного суда: Определение N 4-АПГ16-7 от 16.06.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№4-АПГ16-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 16 июня 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Калининой Л.А. и Зинченко И.Н.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области на решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 года о признании недействующим решения Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 24 июня 2015 года № 4/11 «О внесении изменения в решение Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 17 декабря 2014 года № 17/4 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 17 декабря 2014 года № 17/4 для нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилого помещения, по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования,

специализированного жилого помещения, коммерческого использования, а

также для собственников жилых помещений в многоквартирных домах,

которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, для собственников помещений многоквартирных домов, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год в размере ранее установленной платы на период с 01 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года Размер платы указаны в приложении к данному решению.

Решением Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 24 июня 2015 года № 4/11 «О внесении изменения в решение Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 17 декабря 2014 года № 17/4 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год» с 01 июля 2015 года увеличен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения по видам благоустройства многоквартирных домов, жилых домов за 1 кв.м общей площади. Приложение к решению Совета депутатов от 17 декабря 2014 года № 17/4 изложено в новой редакции, в соответствии с которой размер платы установлен следующий: жилые дома, имеющие все виды благоустройства, с лифтом и мусоропроводом - 36,91 руб.; жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, - 25,23 руб.; жилые дома имеющие все виды благоустройства, с лифтом, без мусоропровода - 35,16 руб.; жилые дома, оборудованные отоплением, газом, водопроводом канализацией и колонками на твердом топливе, - 22,24 руб.; жилые дома без одного вида удобств - 19,88 руб.; жилые дома без двух и более видов удобств - 17,72 руб.; жилые дома с отсутствием всех видов удобств или имеющие износ основных конструкций более 60% - 13,51 руб.; 1, 2 этажи жилого дома имеющего все виды благоустройства, - 26,98 руб.; 1, 2 этажи жилого дома имеющего все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, - 25,23 руб.

Решение Совета депутатов от 24 июня 2015 года № 4/11 опубликовано 2 июля 2015 года в газете «Ленинская Шатура», № 26.

Оренбаум В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов от

24 июня 2015 года № 4/11 с момента принятия данного решения, ссылаясь на

его противоречие части 3 статьи 30, части 1 статьи 37, статье 39, части 7

статьи 156 и статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статье

210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление мотивировано тем, что в результате принятия оспариваемого

нормативного правового акта заявитель вынужден нести дополнительные

расходы на содержание и ремонт жилого помещения; орган местного

самоуправления, в нарушение требований норм жилищного

законодательства, необоснованно дважды в год установил плату за

содержание и ремонт жилого помещения, оспариваемым нормативным

правовым актом установлен размер платы за содержание и ремонт жилого

помещения в зависимости от положения таких помещений в доме, а именно с

жителей проживающих, на 1 и 2 этажах многоквартирного жилого дома плата за пользование лифтом не взимается.

Решением Московского областного суда от 18 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены, решение Совета депутатов от 24 июня 2015 года № 4/11 признано недействующими со дня его принятия.

В апелляционной жалобе Совет депутатов Шатурского муниципального района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе прокуратурой Московской области представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.

Разрешая вопрос о законности оспариваемого правового акта, суд первой инстанции, проанализировав положения статей 156-162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 11, 24, 29, 31, 32, 33, 34, 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, справедливо исходил из того, что собственники помещений в многоквартирных домах несут равные обязанности по содержанию дома в соответствии со своей долей в праве общей собственности; расходы на содержание и ремонт общего имущества зависят от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, включают в себя содержание и ремонт инженерного оборудования, систем электро-, газо- и водоснабжения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и другое; размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, устанавливается на срок не менее чем один год.

Из содержания оспариваемого правового акта следует, что вопреки

этому Совет депутатов Шатурского муниципального района Московской

области размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015

год установил произвольно, без учета того, что расходы на содержание и

ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются

составной частью расходов на содержание общего имущества в

многоквартирном доме, бремя которых обязаны нести все собственники

жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме независимо от

положения таких помещений в доме, а именно с жителей, проживающих на

1 и 2 этажах многоквартирного дома, плата за пользование лифтом не

взимается.

Поскольку такой дифференцированный подход возлагает дополнительное бремя на собственников помещений, расположенных на 3 и выше этажах многоквартирных домов, по несению расходов на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов, суд правомерно посчитал оспариваемый правовой акт нарушающим права собственников жилых помещений, расположенных на 3 и выше этажах многоквартирных домов в Шатурском муниципальном районе.

Кроме того, внесение Советом депутатов Шатурского муниципального района с 1 июля 2015 года изменений в решение Совета депутатов Шатурского муниципального района от 17 декабря 2014 года № 17/4 «Об утверждении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2015 год» свидетельствует о том, что оспариваемый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен на срок менее, чем один год, что противоречит приведенным выше требованиям федерального закона и, как следствие, фактически понуждает заявителя нести расходы на оплату услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в многоквартирном доме по завышенным тарифам, в том числе по тарифам, не соответствующим доле собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, нарушает права заявителя.

Доводы апелляционной жалобы повлиять на отмену решения не могут все они судом проверялись, им дана правильная судебная оценка, что нашло мотивированное и обстоятельное отражение в решении, и с такой оценкой суд апелляционной инстанции согласен.

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе не приводится доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Московского областного суда от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий судь„


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 161.1 ЖК РФ