Решение Верховного суда: Определение N 1-АПГ15-9 от 15.07.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 1-АПГ15-9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 15 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Никифорова С Б . и Хаменкова В.Б.

при секретаре Гришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими пунктов 1, 2 приложения № 2 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. № 83-т/21 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» потребителям расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма в редакции постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. № 71-т/49» в части установления с 1 июля 2015 г одноставочного тарифа на тепловую энергию для прочих потребителей в размере 736,78 руб./Ткал и для населения с учетом НДС в размере 869,40 руб./Гкал, по апелляционному представлению заместителя прокурора Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Зиняк И.С, Петухова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2 приложения № 2 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) от 19 декабря 2013 г. № 83-т/21 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУП «ПУ ЖКХ потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма» в редакции постановления агентства от 18 декабря 2014 г. № 71-т/49» (далее - постановление от 19 декабря 2013 г. № 83-т/21) в части установления с 1 июля 2015 г. одноставочного тарифа на тепловую энергию для прочих потребителей в размере 736,78 руб./Гкал и для населения с учетом НДС в размере 869,40 руб./Гкал.

В обоснование заявленных требований заявителем указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 11 октября 2014 г. № 227-э/З «Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год пункту 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Указу Губернатора Архангельской области от № 131-у «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Архангельской

области», поскольку при корректировке тарифа для МУП «ПУ ЖКХ» на

2015 год, и в частности на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г.

агентством превышена установленная приказом ФСТ России максимальная

величина роста тарифов для Архангельской области - 107 %.

Решением Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Архангельской

области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в

котором просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с

нарушением норм материального права, и принять новое решение об

удовлетворении заявленного требования.

В судебное заседание не явились МУП «ПУ ЖКХ», ФСТ России,

прокуратура Архангельской области, извещенные надлежащим образом о

времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного

представления, заслушав объяснения представителей агентства и заключение

прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная

коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила следующее.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. № 83-т/21 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП «ПУ ЖКХ» на 2014-2016 годы согласно приложению № 1, а также установлены тарифы на тепловую энергию поставляемую МУП «ПУ ЖКХ» потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма», согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

Пунктом 2 постановления от 19 декабря № 83-т/21 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП «ПУ ЖКХ» потребителям расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма», которые согласно приложению № 2 действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.

Согласно пунктам 1, 2 приложения № 2 к указанному постановлению одноставочный тариф на тепловую энергию для прочих потребителей с 1 июля 2015 г. составляет 726,00 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС) - 856,68 руб./Гкал.

Постановлением агентства от 18 декабря 2014 г. № 71-т/49 внесены изменения в постановление от 19 декабря 2013 г. № 83-т/21, согласно которым одноставочный тариф на тепловую энергию для прочих потребителей, в редакции указанного постановления, с 1 июля 2015 г. установлен в размере 736,78руб./Гкал, а для населения с учетом НДС в размере 869,40руб./Гкал.

Текст постановления от 18 декабря 2014 г. № 71-т/49 опубликован в печатном издании «Волна», № 49/1 от 20 декабря 2014 г.

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд

отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из

следующего.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).

Одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.

Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется па основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в

порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены

(тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного

регулирования на основе долгосрочных параметров государственного

регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в

порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере

теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

(часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с названным Законом постановлением Правительства

Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования согласно пункту 8 которых предельные (минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. № 227-э/З на 2015 год для Архангельской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. установлена в размере 107 %.

При рассмотрении спора судом установлено, что МУП «ПУ ЖКХ осуществляющее регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения,

18 апреля 2013 г. представило в агентство по тарифам и ценам Архангельской области заявление об установлении тарифов на 2014 год и обосновывающие материалы.

Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 апреля 2013 г. № 14р-о/э было открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию.

В качестве метода регулирования тарифов из числа предусмотренных пунктом 16 Основ ценообразования, агентством было принято решение о применении в отношении МУП «ПУ ЖКХ» метода индексации.

Расчет тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ПУ ЖКХ потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма» на 2014 год содержится в экспертном заключении агентства

от 18 декабря 2013 г., из которого следует, что тарифы рассчитаны исходя из

необходимой валовой выручки, объема полезного отпуска тепловой энергии, а также с использованием прогнозных показателей инфляции, определенных в

Прогнозе социально - экономического развития Российской Федерации

(базовый вариант), что соответствует положениям пунктов 22, 28, 51, 52, 71-75

Основ ценообразования.

В апреле 2014 года МУП «ПУ ЖКХ» обратилось в агентство с заявлением

о корректировке необходимой валовой выручки для расчета тарифа на

тепловую энергию на 2015-2016 годы.

Расчет (корректировка) тарифов на 2015 год содержится в экспертном

заключении агентства от 18 декабря 2014 года. При корректировке

долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на 2015 год

агентством использовались прогнозные индексы согласно Прогнозу социально

экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый

2016-2017 гг. Указанный расчет осуществлен в соответствии с требованиями

пунктов 51, 52, 71-75 Основ ценообразования, а также положений раздела 5

Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере

теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. № 760-э.

Решение о корректировке долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП «ПУ ЖКХ потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Город Коряжма» принято агентством на заседании коллегии 18 декабря 2014 г., то есть, в сроки, установленные пунктом 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением агентства от 18 декабря 2014 г. № 71-т/49 внесены изменения в постановление № 83-т/21, в соответствии с которыми установлены тарифы на тепловую энергию для МУП «ПУ ЖКХ», которые с 1 июля 2015 г по 31 декабря 2015 г. составили для прочих потребителей - 736,78руб./Гкал для населения - 869,40руб./Гкал.

Величина роста указанных тарифов с 1 июля 2015 г. по отношению к величине тарифа, действующего в первом полугодии 2015 года, составила 112,8%.

Отклоняя доводы прокурора о том, что при корректировке тарифа для МУП «ПУ ЖКХ» на 2015 год на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г агентством превышена установленная приказом ФСТ России максимальная величина роста тарифов для Архангельской области - 107 %, суд обоснованно исходил из того, что решение агентства об установлении тарифов в размере выше максимальной величины, не привело к превышению установленной максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, в среднем по субъекту.

Рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по Архангельской области, не превышает установленный ФСТ предельный максимальный уровень и составил по состоянию на 1 июля 2015 г. - 105,1%.

Таким образом, исходя из совокупного анализа положений статей. 7, 8, 10 Закона о теплоснабжении, пунктов 8, 23 Основ ценообразования, раздела 5 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также положений приказа ФСТ России от 11 октября 2014 г. № 227-э/З, можно сделать вывод о том, что тарифы, установленные для отдельной теплоснабжающей организации, если они не приведут к превышению предельного уровня роста тарифов, установленного ФСТ России в среднем по

субъекту Российской Федерации на соответствующий период регулирования,

могут отличаться от величины предельного уровня в большую или меньшую

сторону.

Проанализировав оспариваемое постановления агентства на предмет его

соответствия положениям Закона о теплоснабжении, Основам

ценообразования, Приказу ФСТ России от 11 октября 2014 г. № 227-э/З,

исследовав представленные материалы тарифного дела, включая экспертные

заключения об установлении тарифов и корректировки тарифов на тепловую

энергию, поставляемую МУП «ПУ ЖКХ» потребителям, расположенным на

территории муниципального образования «Город Коряжма», суд обоснованно

отказал в удовлетворении заявленных требований.

6

Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционное представление? заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворениям/

Председательствующий


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 157.1 ЖК РФ