Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-7 от 19.11.2015 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

*

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №38-АПГ 15-7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 19 ноября 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.

при секретаре Савостиной ОМ.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная

сетевая компания Центра и Приволжья» о признании противоречащим

федеральному законодательству и недействующим постановления Комитета

Тульской области по тарифам от 19 декабря 2014 г. № 49/3 в части

установления тарифа на тепловую энергию для филиала «Тулэнерго» ОАО

«Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и

Приволжья» (таблица № 60 приложения № 1 к Постановлению), по

апелляционной жалобе публичного акционерного общества

«Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и

Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» на решение Тульского областного

суда от 29 июля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Александрова В.Н., объяснения представителей: публичного акционерного

общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и [

Приволжья» - Полосиной И.Л., Сухоруковой Л.Г.; Комитета Тульской |

области по тарифам - Волковой А.А., Дашковой О.П.; заключение прокурора |

Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Селяниной Н.Я., ,

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда ;

Российской Федерации, |

установила:

открытое акционерное общество «Межрегиональная

распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» (в настоящее

время публичное акционерное общество «Межрегиональная

распределительная сетевая компания Центра и Приволжья», далее - ПАО

«МРСК Центра и Приволжья», общество) обратилось в Тульский областной

суд с заявлением о признании противоречащим федеральному

законодательству и недействующим постановления Комитета Тульской

области по тарифам от 19 декабря 2014 г. № 49/3 «Об установлении тарифов

на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на

теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения

(горячее водоснабжение), на услугу горячего водоснабжения в закрытых

системах горячего водоснабжения, оказываемую организациями

потребителям Тульской области, на тепловую энергию, производимую в

режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии

источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью

производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую

потребителям Тульской области, на теплоноситель и на горячую воду в

открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)», в части

установления тарифа на тепловую энергию для филиала «Тулэнерго» ОАО

«Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и

Приволжья» (таблица № 60 приложения № 1 к Постановлению).

Решением Тульского областного суда от 29 июля 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, ПАО «МРСК Центра и Приволжья в лице филиала «Тулэнерго» обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.

Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Тульской области и Комитетом Тульской области по тарифам представлены возражения.

Прокуратура Тульской области, извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и

возражений на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц и

заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам

Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным

законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о

теплоснабжении).

В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Тульской области согласно Положению о Комитете Тульской области по тарифам, утвержденному постановлением Правительства Тульской области от 7 октября 2011 г. № 17, является Комитет Тульской области по тарифам (далее - Комитет).

Постановлением Комитета от 19 декабря 2014 г. № 49/3 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услугу по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на услугу горячего водоснабжения в закрытых системах горячего водоснабжения, оказываемую организациями потребителям Тульской области, на тепловую энергию производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям Тульской области, на теплоноситель и на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)» филиалу «Тулэнерго» открытого акционерного общества

«МРСК Центра и Приволжья» (далее - постановление) установлены тарифы на поставляемую потребителям тепловую энергию на 2015 год со

следующей календарной разбивкой согласно таблице № 60 приложения № 1

к указанному постановлению: с 1 января по 30 июня 2015 года для

потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме

подключения - 1852,75 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) -

2186,25 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2015 года для потребителей в

случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения -

2030,91 руб./Гкал, для населения (сучетом НДС) - 2396,47 руб./Гкал.

Данное постановление является нормативным правовым актом,

принятым уполномоченным органом и официально опубликованным 29

декабря 2014 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской

области и иной официальной информации» в информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет» - №р://праШ1а.ш.

В обоснование требования, заявитель ссылается на то, что установленные оспариваемым постановлением тарифы на тепловую энергию

на 2015 год являются экономически необоснованными, что приводит к

имущественным потерям для общества, поскольку Комитет включил в

валовую выручку расходы на оплату труда сотрудников организации в размере, который ниже фактического фонда оплаты труда за последний расчетный период - 2013 год.

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства в области государственного регулирования тарифов (цен) по теплоснабжению, принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).

Частью 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности в сфере теплоснабжения постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 г. № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).

Пунктом 22 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.

В силу пунктов 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, филиал «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья оказывает услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования город Тула.

28 апреля 2014 года в порядке пункта 13 Правил регулирования цен (тарифов) общество направило в Комитет пакет документов с предложением об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год в размере 2388,87 руб./Гкал.

Органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) проведена экспертиза поступившего предложения на предмет его обоснованности, по результатам которой принят оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно экспертному заключению подлежащие учету при установлении тарифов на тепловую энергию расходы теплоснабжающей организации по ряду показателей были снижены, в том числе по статье «расходы на оплату труда» с 3447,91 тыс.руб. до 2500,12 тыс.руб., то есть на 947,79 тыс.руб.

В силу пункта 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Судом первой инстанции установлено, что расходы на оплату труда приняты Комитетом исходя из подтвержденной документально фактической численности работников котельной филиала «Тулэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» (10 человек), минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда организаций коммунального теплоснабжения установленной Отраслевым тарифным соглашением в жилищно коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей «»Союз коммунальных предприятий» №С-10/12, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения №01/242-В 05.12.2 (7056 тыс.руб.), с учетом сумм производимых обществом выплат, связанных с режимом работы (15%), текущим премированием (28,7%), вознаграждением за выслугу лет (11%), выплат по итогам года (8,25%) - по предложению заявителя с учетом действующих на предприятии локальных актов не ниже плановых величин на 2015 год, а также прогнозного индекса роста потребительских цен (индекса-дефлятора), разработанного Министерством экономического развития России на 2015 год в размере 105,5 %.

Определяя среднемесячную оплату труда на 1 работника котельной общества в размере 20834,3 тыс.руб., Комитет исходил из того, что предложенный заявителем среднемесячный размер оплаты труда - 28732,6 тыс.руб., значительно превышает среднеотраслевой уровень оплаты труда организаций теплоснабжения по Тульской области, который по данным представленным органом тарифного регулирования в Тульской области, и сведениям Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области на 2015 год составляет около 19000 тыс.руб.

В результате общий фонд оплаты труда, утвержденный Комитетом на 2015 год для данной организации, составил 2500,12 тыс. руб., что на 114 % превышает уровень 2014 года.

Поскольку одним из видов деятельности общества является оказание коммунальных услуг по теплоснабжению, при расчете расходов на оплату труда на 2015 год, Комитет правомерно применил Отраслевое тарифное соглашение в сфере жилищно-коммунальном хозяйстве, а не Отраслевое тарифное соглашение в сфере электроэнергетики, а также исходил из фактического объема фонда оплаты труда на 2014 год, в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования - 2013 год.

Таким образом, примененный Комитетом порядок расчета расходов на оплату труда соответствует требованиям пункта 42 Основ ценообразования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Тульской области от 14 ноября 2014 г. № 587 (в редакции постановлений Правительства Тульской области от 15 апреля 2015 г. № 172 и от 19 июня 2015 г. № 280) предельный (максимальный) индекс роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула на 2015 год установлен в размере 13 %. Индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2014 г. № 2222-р в размере 8,5%.

Судом установлено, что общий рост тарифа на тепловую энергию утвержденного для филиала «Тулэнерго» открытого акционерного общества «МРСК Центра и Приволжья» на 2015 год, составил 109,6% по отношению к тарифу, действовавшему в 2014 году. При таком уровне тарифа на тепловую энергию рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула составляет 10% и находится в пределах установленных упомянутыми нормативными правовыми актами Правительства Тульской области предельного (максимального) индекса роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании город Тула и индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Тульской области на 2015 год.

Также при расчете расходов на оплату труда на 2015 год, Комитетом не принят предложенный заявителем тарифный коэффициент 2,20 исходя из 3 и 12 разрядов «оператор котельной» и «начальник сектора».

Комитет применил размер вышеуказанного тарифного коэффициента соответствующего средней ступени по оплате труда, в размере 1,67332 исходя из 2 разряда профессии «оператор котельной» и 11 разряда профессии «начальник сектора», в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих утвержденного Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, секретариатом Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 31 января 1985 г. № 31/3-30 (раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства параграф 247 «оператор котельной»), а также Методических рекомендаций по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве утвержденных Приказом Госстроя России от 31 марта 1999 г. № 81 (таблица 2, должность «начальник цеха») и с учетом теплопроизводительности (мощности) котельной филиала общества (до 3 Гкал/час), подтвержденной экспертным заключением ГУЛ ТО «Тульский региональный центр «Энергосбережение», выполненном в 2014 году по поручению Комитета в целях проверки предложения предприятия об установлении тарифов на тепловую энергию на 2015 год.

Таким образом, установленный Комитетом тариф на тепловую энергию отвечает одному из основных принципов, закрепленных в Законе о теплоснабжении, а именно принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и интересов потребителей.

Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что тарифы на тепловую энергию на 2015 год установлены для общества в соответствии с требованиями законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) по теплоснабжению, на предельно максимальном уровне и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере регулируемого вида деятельности поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тульского областного суда от 29 июля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» в лице филиала «Тулэнерго» -А& удовлетворения Председательствующий

Судьи


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 157.1 ЖК РФ