Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ16-6 от 29.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело №38-АЛЛ 6-6

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 29 сентября 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Меркулова В.П.,

судей Абакумовой И.Д., Никифорова С Б .

при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Энергия-1» о признании недействующим постановления Комитета Тульской области по тарифам от 27 ноября 2015 г. № 43/5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, на теплоноситель, на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель на долгосрочные периоды регулирования на 2016-2018 и 2016- 2019 годы» (в редакции постановлений от 18декабря 2015 г. № 46/11 и 46/15) в части установления размера долгосрочных тарифов на тепловую энергию для открытого акционерного общества «Энергия-1», по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Энергия-1» на решение Тульского областного суда от 3 июня 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей открытого акционерного общества «Энергия-1» Матюхиной И В . Бордуновой Т.И., Покотило Д.И., возражения представителей Комитета Тульской области по тарифам Волковой А.А Васина Д.А., Даниловой И.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С. об оставлении решения без изменения Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

открытое акционерное общество «Энергия-1» (далее - ОАО «Энергия-1», общество) обратилось в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Комитета Тульской области по тарифам от 27 ноября 2015 г. № 43/5 «Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, на теплоноситель на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), на горячую воду (горячее водоснабжение) в закрытых системах горячего водоснабжения, отпускаемую организациями потребителям Тульской области, на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями, владеющими источником тепловой энергии, на котором производится теплоноситель на долгосрочные периоды регулирования на 2016-2018 и 2016-2019 годы» (в редакции постановлений от 18декабря 2015 г. № 46/11 и 46/15) в части установления размера долгосрочных тарифов на тепловую энергию для ОАО «Энергия-1» (таблица № 57 Приложения 4 к постановлению); о возложении на Комитет Тульской области по тарифам обязанности принять новый нормативный правовой акт, а также о взыскании с Комитета Тульской области по тарифам в пользу ОАО «судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб.

Решением Тульского областного суда от 3 июня 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.

Относительно апелляционной жалобы Комитет Тульской области по тарифам и прокуратура Тульской области представили возражения.

В судебное заседание представители прокуратуры Тульской области извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

ОАО «Энергия-1», согласно Уставу, осуществляет деятельность по эксплуатации и обеспечению работоспособности тепловых сетей (монтаж наладка, техническое обслуживание технологического оборудования аппаратуры и средств защиты тепловых сетей) г. Суворов, а также по распределению и продаже тепловой энергии и горячей воды физическим и юридическим лицам в открытой системе теплоснабжения с использованием теплосетевых активов, арендуемых у филиала «Черепетская ГРЭС имени Д.Г. Жимерина» АО «Интер РАО - Электрогенерация» на основании договора аренды от 2 февраля 2015 г. № 8-ЧЕР/009-007-15.

Постановлением Комитета Тульской области по тарифам (далее Комитет) от 27 ноября 2015 г. № 43/5 ОАО «Энергия-1» установлены тарифы на долгосрочный период регулирования на 2016-2018 годы на тепловую энергию, реализуемую потребителям Тульской области, со следующей календарной разбивкой согласно таблице 57 приложения № 4 к указанному постановлении: с 01 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 870,47 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2 207,15 руб./Гкал с 01 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 917,16 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2 262,25 руб./Гкал; с 01 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 917,16 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2 262,25 руб./Гкал; с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 993,26 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2 352,05 руб./Гкал;

01 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 1 993,26 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2 352,05 руб./Гкал; с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения - 2 092,45 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) - 2469,09 руб./Гкал.

Постановлениями комитета Тульской области по тарифам от 18 декабря 2015 г. № 46/11 и 46/15 в приложения постановления от 27 ноября 2015 г. № 43/15 вносились изменения.

Обращаясь с административным исковым заявлением в суд первой инстанции, общество не согласилось с расчетом Комиссии необходимой валовой выручки на 2016 г. в части заявленных к возмещению выпадающих доходов и расчетной предпринимательской прибыли.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее Методические указания № 760-э).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.

В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы амортизацию основных средств и нематериальных активов и прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Из анализа положений пунктов 13, 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил следует что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО «Энергия-1» 29 апреля 2015 г. обратилось в регулирующий орган с заявлениями об установлении в отношении нее тарифов на тепловую энергию на 2016 год методом экономически обоснованных расходов (затрат), представив свои предложения и расчетные таблицы.

Обществом предложено установить тариф на тепловую энергию на 2016 год в размере 2 314,28 руб./Гкал без НДС.

По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов исключены как экономически необоснованные.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской I Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно материалам дела административным истцом по статье затрат «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» заявлены выпадающие доходы, возникшие вследствие выплат заработной платы выше размера учтенного в тарифе на 2014 год в размере 6 429 тыс. руб. Расчет затрат произведен обществом исходя из численности персонала 41 чел. при средней заработной платы на одного работника в сумме 32 967,87 тыс. руб. с фондом оплаты труда в размере 16 220,19 тыс. руб.

Пунктом 42 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключенным соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда за последний расчетный период, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Судом установлено, что при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2014 год численность производственного персонала по обслуживанию и ремонту тепловых сетей и насосных в соответствии с нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, утвержденными ОАО РАО «ЕЭС России 3 декабря 2004 г., учтена Комитетом в количестве 18 чел. (16 чел основных производственных работников, 2 чел электрослесарь и слесарь КИП). Численность цехового и административно управленческого персонала учтена органом регулирования в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 12 октября 1999 г. № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий и составила 19 чел. (9 чел. - цехового персонала и 10 чел. - административно управленческого персонала).

Затраты на оплату труда в расчетах тарифов на 2014 год Комитетом учитывались в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования с применением индекса-дефлятора Минэкономразвития РФ за 2014 год в размере 105,6% к затратам на оплату труда, учтенных в базовом периоде (2013 год Среднемесячная оплата труда для ОАО «Энергия-1» на одного производственного рабочего на 2014 год по расчетам Комитета составила | 18 884,6 руб., на одного работника цехового персонала - 22 658,24 руб., на одного работника административно-управленческого персонала - 27 410,47 руб. Фонд оплаты труда на 2014 год составил 9 791,66 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды произведены Комитетом в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и приняты регулирующим органом в размере 30,2%.

Таким образом, произведенный Комитетом расчет расходов по статье «Расходы на оплату труда и социальные отчисления» на 2014 год является обоснованным и не противоречит пунктам 2, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, а также пунктам 12, 24 Методических указаний № 760-э.

Ссылка общества в качестве обоснования выпадающих доходов в размере

6 429 тыс. руб. на Областное трехстороннее соглашение, заключенное

правительством Тульской области, Тульской Федерацией Профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей Тульской области на 2013-2014 годы от 12 октября 2015 года, согласно которому стороны совместно принимают меры по доведению величины средней заработной платы в области до уровня не менее 4-кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области (8 158 рублей х 4), является необоснованной, поскольку данное соглашение не является отраслевым тарифным соглашением и носит общий рекомендательный характер по вопросам оплаты труда.

Учитывая изложенное, заявленные административным истцом выпадающие расходы в части фактического фонда оплаты труда правомерно признаны Комитетом экономически необоснованными и неподлежащими включению в необходимую валовую выручку общества на 2016 год.

Поскольку статья расходов «Отчисления на социальны нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, заявленные обществом расходы в размере 1 641 тыс. руб. также являются экономически необоснованными.

Согласно экспертному заключению обществом по статье затрат «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» (выпадающие доходы за 2014 год) заявлены фактические расходы на комиссионное вознаграждение банкам за сбор коммунальных платежей населения в размере 1 935 тыс. руб., не включенные в необходимую валовую выручку при утверждении тарифов на 2014 год.

В силу пункта 10 Методических указаний № 760-э при установлении цен (тарифов) не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491. Также не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным

потребительским кооперативом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июня

2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перевод денежных

средств осуществляется за счет плательщика.

Физические лица - плательщики за коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты (наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное (безкомиссионное) перечисление, с использованием услуг банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса непосредственно ресурсоснабжающей организации и т.д.), размер комиссии или осуществлять платежи без взимания комиссии. Комиссионное вознаграждение - это оплата услуг за перечисление денежных средств банком, (не подлежащая тарифному регулированию) и при наличии такового его размер исчисляется в процентах непосредственно от суммы платежа и выплачивается непосредственно за счет плательщика.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату комиссионного вознаграждения банку за прием платежей от населения в составе тарифов на теплоснабжение потребителям г. Суворова на 2014 год органом регулирования обоснованно не учитывались.

Не включение указанных средств из состава тарифов на теплоснабжение и горячее водоснабжение позволило исключить двойной учет средств на оплату комиссионного вознаграждения (один раз в составе тарифов на коммунальный ресурс, второй раз - в составе услуг управляющей организации, в составе комиссий за перевод денежных средств) и реализовать право гражданина на самостоятельный выбор способа оплаты коммунального ресурса.

Также из материалов дела следует, что органом регулирования из состава необходимой валовой выручки исключены выпадающие доходы в размере 4 451,13 тыс. руб., обусловленные превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим на 2014 год в связи с их экономической необоснованностью.

При рассмотрении спора судом установлено, что заявляя к учету в тарифах указанные выпадающие расходы, административный истец ссылается на то, что фактический объем реализации тепловой энергии за 2014 год составил 91 337,059 Гкал, в том числе населению 66 795,775 Гкал, бюджетным организациям 18 755,313 Гкал, прочим организациям 5 785,971 Гкал, так как нормативы были утверждены исходя из температуры горячей воды в точке разбора 60°С, в связи с чем недостаток необходимой валовой выручки в части условно-постоянных затрат за счет изменения полезного отпуска составил 4 451,13 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 22 Методических указаний № 760-э фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии теплоносителя, оказанных услуг.

Пунктом 13 Правил установлено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов, а пунктом 20 Правил установлено право органа регулирования запрашивать у заявителя дополнительные сведения. В соответствии с пунктом 15 Правил, предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов.

Согласно пункту 16 Правил, к заявлению об установлении цен (тарифов прилагаются следующие копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату, расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Законом о теплоснабжении договорам по ценам определенным соглашением сторон и др.

Таким образом, обязательным условием для учета органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) выпадающих доходов заявленных организацией, является доказанная заявителем обоснованность и документальное подтверждение таких доходов на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

Документы, представленные в ходе судебного заседания, и обосновывающие фактическую реализацию тепловой энергии в 2014 году представлены обществом в неполном объеме, и содержат различные данные по количеству потребителей тепловой энергии и по удельному расходу тепловой

3 энергии на нагрев 1 м холодной воды по сравнению с документами представленными в орган регулирования при установлении тарифов.

Учитывая изложенное, орган регулирования обоснованно отказал во включении в необходимую валовую выручку общества на 2016 год расходов связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим на 2014 год.

Согласно экспертному заключению из состава необходимой валовой выручки общества на 2016 год органом регулирования исключены расходы по статьям «Безнадежная дебиторская задолженность» в размере 4 182,13 тыс. руб и «Предпринимательская прибыль» в размере 2 471,24 тыс. руб. Исключение данных расходов произведено органом регулирования в целях ограничения роста платы граждан на коммунальные услуги на 2016 год в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г.

№ 2182-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами

платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации на 2016 год» (далее - распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. №2182-р).

В соответствии с пунктом 12 Методических рекомендаций № 760-э и пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

В силу подпункта «а» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку содержат, в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

В соответствии с постановлением администрации МО Суворовский район от 20 октября 2014 г. № 1459 ОАО «Энергия-1 определена единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность по теплоснабжению потребителей города Суворов.

Из материалов дела следует, что органом регулирования на 2015 и 2016 годы по статье «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» включены расходы по сомнительным долгам в размере - 5 256,01 тыс. руб. (2% от необходимой валовой выручки): на 2015 год включены средства в размере 2 591,31 тыс. руб., на 2016 год - 2 664,7 тыс. руб. (в отсутствии фактических показателей за 2015 год по расходованию указанных средств), против заявленных обществом расходов по безнадежной дебиторской задолженности,

списанной им в 2013-2015 годах в размере 4 182,13 тыс. руб.

Суд верно признал необоснованным довод административного истца, что

сумма в размере 4 182,13 тыс. руб. по правовой природе является безнадежным

долгом и не может учитываться при определении расходов организации по

сомнительным долгам, поскольку положениями статьи 266 Налогового кодекса

Российской Федерации следует, что резерв по сомнительным долгам может

быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в прядке, установленном настоящей статьей.

Таким образом, Комитетом для общества на 2015, 2016 годы по указанной статье включены расходы как в максимально возможном размере, так и в размере, позволяющем в полном объеме покрыть убытки организации от безнадежной дебиторской задолженности.

В соответствии с подпунктом 5 статьи 3 и статьей 7 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в регулировании цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, принцип обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, а также принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.

Вместе с тем, согласно частям 1, 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 28 октября 2015 г. № 2182-р рост платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2016 г. в среднем по Тульской области утвержден в размере 4%.

Постановлением правительства Тульской области от 27 ноября 2015 г. № 536 с 1 января по 31 декабря 2016 года установлены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тульской области с учетом обоснования их величины, в том числе для муниципального образования город Суворов в размере 6,1%.

Суд, проанализировав представленные Комитетом расчеты роста платы вносимой гражданами муниципального образования город Суворов Суворовского района и по Тульской области в разрезе учета выпадающих расходов по оспариваемым статьям, признал обоснованным выводы органа регулирования об исключении из состава необходимой валовой выручки оспариваемых обществом расходов по статьям «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» (выпадающие доходы за 2014 год), «Расчетная предпринимательская прибыль», поскольку включение расходов по названным

статьям в размерах, заявленных обществом, приведет к росту тарифов на тепловую энергию на 14,5%, и росту вносимой гражданами платы - на 13,4%,

что приведет к превышению среднего индекса изменения размера вносимой

гражданами платы за коммунальные услуги, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. № 2182-р.

Согласно протоколу заседания Правления Комитета от 27 ноября 2015 г решение об утверждении оспариваемых тарифов принято при участии представителя общества при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением пункта 30 Правил.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Тульского областного суда от 3 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Энергия-1» - без удовлетворения Председательствующий


Комментарии ()

    Судебная практика по статье 157.1 ЖК РФ